Святой Архангел Гавриил
   
По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна

Расписание богослужений

Пушкин, смута и юродивые

Пушкин, смута и юродивые
4 ноября — День народного единства и согласия. Смута, начавшаяся после кончины Бориса Годунова — кровавое и жестокое время в истории нашей страны. Одно из первых художественных осмыслений этого непростого для России времени принадлежит перу Александра Сергеевича Пушкина.

Одно из самых ярких художественных произведений о смуте — трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов». Историческая картина оживает и превращается в художественную драму, где есть и царь-детоубийца, мучимый совестью, и беглый монах, провозгласивший себя государем, и юродивый, ограбленный на паперти храма.

Мало кто знает, что образ юродивого Николки — Железного колпака сложился у Пушкина из нескольких полулегендарных святых. По Четьим минеям автор был знаком с житием блаженного Василия Московского. А о житии блаженного Тимофея узнал из «Повести о чудесном явлении икон на Синичьей горе». Этот труд находился в библиотеке, которую мог посещать поэт, находясь в ссылке в Михайловском.

Суть подвига блаженного Тимофея, как и других юродивых, — в отречении от мира и в противопоставлении себя ему. Не просто «не-красота», а уродство. Не просто проповедь, а высмеивание порока. Тимофей — это вечно гонимый скиталец, который никак не обороняется от жестокости. Его оставленность людьми и произвольная беспомощность оказываются причиной жалости и доверия к нему Богоматери, в них источник его избранничества.

У блаженного Ивана Московского поэт позаимствовал внешний облик для своего героя. Большой железный колпак на голове, тяжелые вериги и пояс. Почти обнаженное тело, прикрытое лишь ветхой рубахой. Кожа, потемневшая от «солнечного горения». Длинные, немытые, спутавшиеся волосы и борода…

Подобным образом описывает английский путешественник Джером Горсей и другой прототип пушкинского юродивого, Николу Новгородского Салоса: «жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару». Возможно, эти тяготы юродства были платой за позволение обличать? Провозглашая голую правду, юродивый как бы сообразуется с пословицей «Не грози щуке морем, а нагому горем».

А обличали юродивые нещадно: при всем честном народе, прямым и жестоким способом. Пожалуй, самый известный эпизод — это подношение Ивану IV сырого куска мяса в Великий пост («мясо не ешь, а кровь человеческую пьешь»). Наблюдая, как юродивый со всеми своими вшами и вонью бесстрашно обличает грозного царя, невольно вспоминаешь пушкинское: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

SOURCE: https://foma.ru/
 статью добавил Игорь Гончаренко

03.11.2018


<< Назад к списку  | Просмотров: 361

ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru
 


Войти, чтобы оставить комментарий.

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: и на враги моя воззрe око мое (Пс. 53, 9). От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8), и те, которые напрягают лук свой сострeляти во мрацe правыя сердцем (Пс. 10, 2).
Преп. Серафим Саровский