|
||||||||
|
До утра мальчик молился под кроватью, чтобы его родители примирилисьИсточник: Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
«Если бы ты мог склонять голову, то остался бы на престоле»
Митрополит Лимассольский Афанасй
Это целое искусство – вступить в схватку с князем мира сего, с диаволом! И чтобы выиграть битву, чтобы отбивать у него добычу – тех, кого он уже успел поработить, – нужно учиться этому уже сейчас, в собственной семье, пока живете с родителями. Вести с ними диалог, сменив бронежилет из предрассудков на дух смирения и любви. Только так возможно правильное общение с отцом и матерью. И если научиться этому сейчас, с любящими родителями, то получится и завтра, когда появится своя семья, и послезавтра, когда у вас будут свои дети, и в дальнейшей жизни. В начале ХХ века на Афоне, в Карее, жил слепой иеромонах, подвижник – известный старец. Там же, на Афоне, подвизался в то время Иоаким III – Вселенский Патриарх. Это был очень ревностный, сильный и добрый человек, но непреклонный и бескомпромиссный. Трижды его низлагали с патриаршего престола, куда потом снова возвращали. По духу подвижник и аскет, он всякий раз после низложения отправлялся на Афон, чтобы проводить дни в подвиге и молитве. И вот когда Патриарх встретил знаменитого слепого старца (который не мог знать, кто перед ним, так как ничего не видел), то сказал ему: – Геронда, я хочу у тебя поисповедаться. – Э, зачем тебе это… Иди к кому-нибудь другому! – Нет, геронда, я хочу прийти к тебе. – Но у тебя не получится! Ты не сможешь найти мою келью! – Нет, ты мне скажешь, где она, и я найду. – Не найдешь. А если и найдешь, не сможешь войти. – Почему? – В моей келье очень низкий вход. – Ничего, я наклоню голову и войду! – Если бы ты мог склонять голову, то остался бы на престоле, – ответил мудрый старец и тем самым решил проблему, с которой хотел обратиться к нему Патриарх. Похоже, на исповедь приходят только хорошие соседки
Если вовремя не научиться гибкости, которая является одним из признаков смирения, то потом придется трудно. Будешь топтаться на месте, создавая проблемы окружающим и наступая на больные мозоли, а затем, что еще хуже, начнешь обвинять других в своих проблемах. Такому человеку постоянно кажется, что его никто не любит, не понимает и не ценит; что он приносит все в жертву ради других, а ради него никто ничем не жертвует. Так и вам будет казаться. Как часто доводится мне слышать на исповеди: – Я, отче, не разговариваю со своей соседкой. Конечно, я ее люблю, никаких проблем, но не могу с ней здороваться. И ничего такого я ей не говорила, не обижала ее – она сама на меня разозлилась! "Хорошо. Похоже, на исповедь приходят только хорошие соседки. Интересно, куда в таком случае деваются плохие?
Почему-то ни одна плохая соседка не приходит и не говорит: «Отче, это все из-за меня, это из-за моего характера со мной не хотят здороваться». Никто ни в чем не виноват, просто все окружающие нам завидуют, злятся и пакостят. Cвятые даже бесов ни в чем не обвиняют В Патерике есть история об одном святом, которого как-то спросили: – Отче, ты сорок лет подвизался в пустыне. Чего ты достиг? А святой ответил: – За все это время я научился лишь одному: во всем винить только себя. И другой старец сказал на это: – Вот истинный путь ко спасению – перестать обвинять других. А вы знаете, что святые даже бесов ни в чем не обвиняют? Даже диавола. Напротив, они говорят: «Это я виноват. Ох, и мучается же со мной бедняга-дьявол!» Да-да, именно так. Я лично сотни раз слышал такие слова на Афоне. «Мало того, что сам грешу, так еще и дьявола заставляю к себе приходить». Так говорил один афонский подвижник. «Будь я святым, этот пакостник ко мне и не пришел бы!» "Святые действительно считают себя хуже всех – даже хуже бесов.
Это – великое искусство, и Православная Церковь сохранила его благодаря святым отцам. Если почитаете Патерик, Благолюбие, – постоянно будете встречать там такие вещи. А с каким теплом, простотой и лаской эти святые подвижники, пустынножители, чуждые, казалось бы, обществу, привечали других людей! Они не испытывали никаких проблем с общением и были очень дружелюбны, хотя людей не видели годами. Если обстановка в семье такая, что вот-вот все взлетит на воздух
– Когда родители спорят или ссорятся, нужно ли мне принимать чью-то сторону? – Очень травматичные последствия бывают, когда приходится жить в такой семье, где родители не разговаривают друг с другом или разводятся. Тяжело, когда у родителей психологические проблемы, или какие-то тяжкие грехи, или они собираются разводиться – я сейчас зачитывал вопросы, где все это перечисляется. Так вот. Когда в семье происходит что-то плохое, идеального решения нет. Как говорят на Афоне: «Беса не видать – не перекрестишься». Иными словами, лучше, когда таких проблем вообще нет – тогда и решение искать не надо. Но тем не менее, они существуют. И здесь требуется большая вера и молитва. То, о чем вы говорите, такая семейная ситуация – действительно серьезное испытание для детского сердца. "Но я уверен, что если в семье есть хотя бы один человек, который по-настоящему молится, его молитва становится полюсом, притягивающим Божественную благодать и разряжающим напряженную обстановку.
То же самое – когда наоборот: если хотя бы один член семьи живет в постоянном напряжении, это напряжение передается всем остальным. У меня есть знакомый священник, который рассказывал, что, когда он был маленьким, его родители постоянно ссорились. Знаете, что придумал тогда этот мальчик? Он прятался по вечерам у матери под кроватью и до самого утра молился там со слезами. Десятилетний мальчик – молился, чтобы родители помирились между собой. Однажды он даже сотворил чудо. Его мать заболела так сильно, что уже ничего не помогало: она была при смерти. И вот, после того как он молился всю ночь, наутро ей стало легче и она выздоровела. Произошло чудо. И я знаю много таких примеров, очень много. В моей жизни такое случалось, и люди рассказывали. Совершенно чудесные истории, где бессильна любая логика. Обстановка в семье такая, что вот-вот все взлетит на воздух. Но когда среди всего этого напряжения начинаешь молиться с верой и слезами, происходят перемены. И даже если дела настолько плохи, что благодать не может подействовать, то она возвращается к нам (а в данном случае – к этому ребенку), помогая душе избежать травм. Тот, кто страдал и терпел в детстве, способен помочь другим страдающим И еще кое-что. Даже если травма все-таки получена: когда дитя пребывает в молитве и благодати богообщения, Господь задает детским травмам «выгодное» направление. В таком случае, даже при наличии всех предпосылок для травмы, когда ребенок непременно должен вырасти искалеченной личностью, благодать Божия облегчает эту травму, «закладывая» ее в характер человека так, что, став взрослым, он начинает помогать другим. Тот, кто страдал и терпел в детстве, получив благодать Святого Духа, способен помочь другим страдающим. В то время как человек, не знающий боли, – даже если он настоящий подвижник, – часто не способен оказать здесь быструю помощь. Апостол Павел в послании к Евреям говорит, что Христос, «Сам быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Будучи Человеком, Господь претерпевал искушения – потому и может помочь тем, кто страдает. "Для того мы и получаем травмы, терпим страдания: хочешь не хочешь, приходится пройти через это, а Бог потом Своей благодатью дарует нам возможность, излечившись от травм, помогать другим людям, укрепляя их.
Как Господь сказал апостолу Петру на Тайной вечере: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Христос знал, что Петр трижды отречется от Него и затем покается. Потому Он и сказал ему эти слова, имея в виду, что когда тот на своем опыте узнает, что такое падение, воскресение и раскаяние, когда узнает милосердие Божие к себе, то и сам сможет помогать и укреплять – ведь он прошел через все это. SOURCE: https://www.pravmir.ru 22.09.2018
Войти, чтобы оставить комментарий. |
Авва Диадох говорил: как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо благовременное молчание; - оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей.
|
||||||
|