|
||||||||
|
Знакомая смущает своим «фарисейством», как быть?Вопрос читателя:
Знакомая сказала, что духовник сказал ей, что она должна исповедаться еженедельно, что она и делает. А я вот думаю, это как же надо жить, чтобы еженедельно каяться в грехах?! Самое интересное, что в ее поведении ничего не меняется, разве что появилось постоянное скорбное выражение лица в храме и показушное чтение Последования ко святому Причащению в очереди на исповедь. А я, видя всё это, поначалу смущалась о своем ничтожестве, а теперь, уж извините, мне просто смешно! И я наверно грешу, подозревая знакомую в фарисействе, но не верю я таким вот кающимся. Хотя, главное, чтобы Господь верил… Простите меня! Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Вы знаете, грех значит «промах», то есть этим словом мы называем ошибочный поступок или мысль. Ошибочный в том смысле, что он удаляет нас от Бога, то есть Любви, противоречит Любви и несовместим с ней. На протяжении нескольких столетий христианские подвижники очень внимательно изучали и продолжают изучать законы, по которым живет человеческая душа, и получается, что очень и очень мало людей живут, что называется, «непадательно», то есть абсолютно не противоречат Любви в каждый миг своей внешней и внутренней жизни. Это люди очень крепкой духовной дисциплины, укрепленные за их подвижнический труд по самодисциплине благодатью Божией. Большинство же людей — подавляющее большинство — так или иначе от состояния Любви ко всему и всем отходят, и хорошо, если находят в себе силы увидеть, в чем они неправы, и вернуться на путь Любви. Собственно, «покаяние» и значит» обращение ума», «перемена образа мыслей» так, чтобы как можно меньше интересовало и привлекало плохое и как можно реже хотелось уходить из состояния Любви и мира. Вернуться в такое состояние не внешне, а внутренне, бывает непросто, особенно, когда есть привычка к дурному (тут и злость, и зависть, и глупость, и лень…и чего только в нас нет!). Поэтому Господь даровал нам Таинство Исповеди, в котором человеку подается благодать на исцеление души от совершенного зла и на борьбу с тягой к нехорошему. Ведь каждый промах-грех ранит душу, словно выедает в ней кусок или кусочек, искажает ее и заставляет болеть. Так что жить так, чтобы было нужно каяться еженедельно вовсе немудрено, трудно жить так, чтобы не было необходимости в покаянии, в том, чтобы вовремя очнуться и сказать: «Стоп. А я какой дорогой иду? А куда меня повело? А почему я повела себя вот так, а не иначе?» Далее. То, как устроена духовная жизнь знакомой — это ее личное дело и ее духовника — духовного руководителя. Она так живет — и пусть. Вы ведь не знаете, что у человека внутри, правда же? Последование в очереди иногда читают не напоказ, а потому что дома дел много, особенно у кого дети или болеет кто, что невозможно просто найти время, чтобы спокойно помолиться словами Последования. А Вам вот что скажу. Вы о своих сомнениях скажите на исповеди. Прямо вот честно и откровенно. Смущает, мол, и все. Так и так. Вам уже станет полегче. А еще — давно уже подмечено и известно, что недостатки мы в других замечаем ровно те, которые есть в нас самих. Это и логично: того, чего не знаешь, не определишь, а если есть собственный какой-то опыт, сразу «считываешь» подобный опыт у другого человека. Ну вспомните: какая подружка поймет про несчастную любовь? Только очень чуткая или та, у которой была или есть такая же. А у кого еще не было, пожмет плечами и все, потому что ей непонятно. Так со всем, так и с грехами. И вот, зная теперь это, воспользуйтесь этим многовековым знанием и подумайте, что такого, что Вас раздражает в знакомой, есть в Вас? Вот прямо конкретно себе выпишите, что именно Вас раздражает и почему. Честно только, до донышка это разберите. С Божией помощью, Вы что-то поймете о себе. И, если это грех, то смело обличите его на исповеди и получите от Господа благодать — лекарство на исцеление от него. Вы об очень важных вещах задумываетесь, Вы глубокий человек, стало быть, и над собой хорошая глубокая работа по самопознанию Вам под силу. Действуйте! Храни Вас Бог!
SOURCE: https://foma.ru 11.05.2018
Войти, чтобы оставить комментарий. |
С новоначальными телесныя падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, но и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству оне случаются только от осуждения ближних.
|
||||||
|