|
||||||||
|
Письма о первой исповедиВ плену страха перед исповедью
Со мной, как, наверное, со многими другими, это произошло на Великий пост. Два года жизни в Церкви, воскресных богослужений, чтения духовной литературы, изучения церковно-славянского… но до исповеди дело никак не доходило! Почему? Всё банально: сначала в этом не чувствовалось необходимости, а потом — стало просто страшно. Нестерпимо страшно. Так, что уже от одной мысли об этом дрожали руки и спирало дыхание. Если честно, мне и по сей день страшно… Но тогда это было нечто совершенно невообразимое: я действительно плохо представляла себе, как это можно вытащить наружу все то, в чем самой себе с трудом признаешься, за что и перед собой невыносимо стыдно? Чем больше я думала об этом, тем больше путей отступления возникало в моей голове. Ну зачем я пойду на исповедь? Господь и так всё достоверно знает, перед Ним я уже не раз во всём покаялась… Но вместе с этим рождалась и другая мысль, которую логически я объяснить не могла: это была стопроцентная уверенность в том, что если я в ближайшее время на исповедь не пойду, то никогда не смогу почувствовать себя на свободе. Я жила в плену своего страха перед исповедью. И каким-то уголком души отчётливо понимала, что моего раскаяния, принесённого Богу на домашней молитве, раскаяния, так и невысказанного, невыплаканного вслух, недостаточно. И жить с этим ощущением все увеличивающейся тяжести было ещё ужаснее, чем сделать трудный шаг в область неведомого, но жизненно необходимого. Да, порой я заглушала в себе эти мысли, чувства, но забытье это получалось тонким, зыбким и рано или поздно прорывалось… В тот Великий пост ощущение груза стало невыносимым. Я уже презирала себя за свою трусость. Устала выбрасывать бумажки со списками грехов, так и не донесенные на исповедь. В очередной раз я пошла в храм. В голове трепетала мысль: «На исповеди мы рассказываем грехи не человеку, мы каемся в них Богу». Эта мысль немного помогала. Очередь на исповедь была длинной. «Неужели никто не боится?» Батюшка оказался совсем незнакомым, видимо, новый священник в этом храме. Я даже не понимала, пугало ли меня это больше или меньше… «Я в первый раз…» — пролепетала я, и слёзы уже наворачивались на глаза. Взгляд у священника был очень серьёзный, не добрый и не злой, а именно серьёзный. От такого не убежишь. Я скомканно пересказала свои грехи, записанные на истертой руками бумажке. А он спросил: «Зачем ты пришла на исповедь? Зачем ты ходишь в храм?» «Чтобы стать ближе к Богу», — ответила я. Он продолжал серьёзно смотреть. «Чтобы спасти свою душу», — вырвалось у меня. Батюшка накрыл мою голову епитрахилью. Внутри побежали мурашки. Я вдруг почувствовала, что это было Таинство. Батюшка посмотрел на меня по-отечески и отпустил. Я шла назад в толпу молящихся на ватных ногах. И была счастлива: наконец-то я была на свободе!.. Наталья Емельянова, г.Нижний Новгород
Списки ничему не научат От первых шагов к вере до моей первой исповеди прошло полгода. Так долго, потому что было сложно преодолеть смущение и неловкость, к тому же хотелось основательно подготовиться. В то время продавалось много брошюр с внушительным перечнем грехов. Но мне посчастливилось прочитать статью митрополита Сурожского Антония «Об исповеди», где он говорил, что списки ничему не учат и что надо «предстоять в своей правде» перед Богом и судом совести: «Мы должны начать с того, чтобы всмотреться хорошенько, вдуматься хорошенько в тот слой нашей души, который мы уже понимаем, о котором мы уже имеем ясное представление и его представить Богу в покаянии и в благодарении. Затем, конечно, после того как этот слой очищен, открывается следующий. И так далее, до самых глубин души». Еще в подготовке помогла брошюра «В помощь кающимся. Из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)». Для новоначального найти священника, который с любовью примет первую исповедь — по-моему, очень важно. Тут мне посчастливилось. Правда, не без собственных усилий: расспрашивала знакомых, присматривалась к священникам. Сейчас я уверена, что к тем, кто приходит на исповедь впервые, священники относятся с особой бережностью и уважением, и это очень помогает преодолеть стыд и страх. За что хочу сказать «спасибо» этому Таинству? Мы не только получаем прощение грехов, но и силы на их преодоление, если есть искреннее желание победить себя в слабостях. Осмысляешь свою «нехорошесть» — и как же это помогает избавляться от налета высокомерия и спеси! И оставаться простым и сердечным человеком в общении. Ольга Бычковская, журналист, г.Витебск, Белоруссия
"Приходящего ко Мне не изгоню вон. Евангелие от Иоанна 6:37
Ангелы плакали, когда я молился по новенькому молитвослову… Крестился я в 1996 году. Знаний о Церкви у меня было ничтожно мало, опыта — еще меньше, воцерковленных знакомых — не было вообще. «Завтра вам следует причаститься», — напомнил всем священник по окончании таинства. Зачем — я не знал и напоминание проигнорировал. В течение следующих 6 лет я и в Церковь не пришел… А в 2002 году мы с будущей женой решили обвенчаться. Оказалось, следует готовиться: молитвой, постом, исповедью и причастием. Самым страшным из всего перечисленного была, конечно, исповедь… Молитву прочесть, мяса не поесть, делать то, что тебе скажут в церкви, — не страшно: понятное дело — обряд такой! Но, исповедь… Тут не отвертишься! Нужно же грехи свои вслух назвать! Да еще, говорят, как-то каяться… Разузнали мы все о подготовке, купили молитвословы и оценили объем всех канонов, читаемых перед исповедью… Ангелы плакали, когда я молился по новенькому молитвослову. Я плакал тоже, причем, сам не знаю почему — и половины из прочитанного тогда не понял. Теперь самое сложное было припомнить грехи. И тут я вдруг вспомнил поступки, о которых раньше и мысли не было, понял, что не хочу повторять эти дела… Появилась жажда прощения! На следующий день к исповеди я шел в полуобморочном состоянии. Думал, ничто не заставит меня подойти к этому «страшному бородачу», которому следует еще и что-то говорить! Бумажка-шпаргалка меня выручила. Я что-то сумбурно говорил, даже на вопросы отвечал… И вот разорванная шпаргалка летит в корзину, и над моей головой читается разрешительная молитва. Облегчение? В голове продолжают крутиться мысли и преживания, но постепенно все стихает, начинается Литургия. Было удивительно, что служба оказалась не такой длинной, что язык — не таким уж непонятным, и как красиво пел маленький и не очень стройный хор. Только гораздо позже я понял, что на той моей первой Литургии пела душа. Ничего особенного со мной не произошло после Причастия. Я даже удивился: не открылись тайны бытия, не разверзлись небеса, не сделался я мгновенно ангелоподобным безгрешным существом. Только день стал чуточку теплее, солнце — немного светлее, и все люди, которых я встречал, направляясь домой, почему-то были очень милыми. Нечто подобное, видимо, ощущала и моя жена. Через несколько дней мы обвенчались. Позже мы сожалели только о том, что праздничное застолье назначили на день венчания. Традиционная свадебная кутерьма не гармонировала с тем умиротворением, что накрыло нас обоих после великих Таинств Причастия и Венчания… Алексей Зарезин, кандидат технических наук, преподаватель, г.Челябинск
Под интеллигентской маской Я крестилась в 27 лет. Решилась благодаря другу, который объяснил мне разницу между «я верю в Бога» и «я крещена во имя Отца и Сына и Святого Духа». Его крестили еще в детстве, но, пройдя извилистым путем — через йогу и другие учения, он пришел к православию. А к первой исповеди так тщательно готовился, что принес тетрадку, полностью исписанную словами покаяния. Моя жизнь начиналась с чистого листа, и я взялась за дело с не меньшим рвением — готовилась так, словно хотела сдать на «пятерку» курсовую работу в вузе: перечитала стопку брошюр и пособий в помощь кающемуся. Но сомнения мучили вплоть до самой исповеди: как же все-таки лучше — записать грехи (тогда еще, как мне казалось, немногочисленные) на листочек или же выстроить устное сообщение, которое мне непременно хотелось облечь в форму свободно льющейся речи? А какой из этих «жанров» предпочитает исповедующий священник? Это занимало меня больше, чем само содержание! На исповеди все решилось само собой: она была… общей. Только тут я поняла всю тщетность подбора подходящей интеллигентской маски и своих эстетских заготовок, своей витиеватостью уводящих от истины. А уже позднее научилась распознавать ту тяжесть на душе, когда всеми силами хочется избавиться от груза налипшей на душу грязи, а самостоятельно ее — не отколупать. Тогда главным состоянием становится: «Господи, прости, что так уродую Твое творение!» И как его выразить — уже не столь важно. Ольга Схиртладзе, журналист, г.Нижний Новгород
Безжизненно-чистая вода
Первые исповеди не были для меня особенно сложными. Ведь до Крещения, которое я принял в зрелом возрасте, много натворил такого, в чем глубоко раскаивался. Годами это тяготило и мешало спокойно жить. Думаю, это было покаяние, растянутое во времени. И когда я узнал, что исповедь снимает этот груз, то не сомневался: поначалу каялся именно в давно тяготивших грехах — и получал облегчение. Но тут возникла неожиданная для меня проблема. Выстраданные грехи «кончились», а новых, столь же весомых я не замечал. И начались исповеди, когда я с трудом выискивал, в чем бы покаяться. Хотя был уверен, что серьезные грехи — старые и новые — у меня есть, не может их не быть! Довольно быстро я узнал причину этой слепоты. Десятилетиями копились грехи, вызвавшие когда-то не ожог, а лишь проблеск совести. Я забыл о них, но свое мертвящее действие на душу они оказали. Как в водоеме, куда сбрасывают ядовитые отходы, дно покрывает плотный слой отложений, над которым плещется прозрачная вода. Она только кажется чистой, но убивает. Понять происхождение окамененного нечувствия легко, исправить трудно. Теперь я стараюсь бороться за исповедь, хотя часто оступаюсь, откладываю. Но появилась цель: размыть грязевое дно и вытащить на свет Божий погребенные там «огрехи». Каждая находка удивляет: как же я мог это забыть? И сколько же их впереди? Но возвращается и радость покаяния, и чувство облегчения после исповеди. Думаю, что мой путь к настоящей исповеди начинается только теперь. Только бы не сбиться с пути! Вадим Федоров, кандидат биологических наук, г. Москва
SOURCE: https://foma.ru
23.03.2018
Войти, чтобы оставить комментарий. |
Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает.
|
||||||
|