|
||||||||
|
Ветхозаветный попПротоиерей Сергий Адодин
Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро. «Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев. «Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду». Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос: — Вы Библию читаете? Ответы бывают самые разные. Например: — Молюсь, да, у меня есть молитвенник. Или: — Это Евангелие, что ли? Чаще бывает: — Нет, я там ничего не понимаю. Но самый распространённый всё же ответ — это: — Да, читаю. Но я уточняю: — Ветхий и Новый Заветы? И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек. — А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете? И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии? Однако червь недоверия грызёт мою ветхую душу, и я, исполненный всяческих сомнений, спрашиваю, а не случалось ли кающемуся превысить меру мести? Ну, к примеру, коллега на работе подставил, а ты его за это постарался выжить из коллектива. Или, допустим, кто-то тебе сказал, что ты дурак, а ты ему в ответ не сказал всего лишь: «Сам дурак», но и ещё пару ласковых добавил. Действовал ли ты, исходя из принципа «Око за око» или «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»? Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный, живущий по закону Ламеха. Тебе еще только предстоит познать закон Моисеев, иначе слова Нагорной проповеди пройдут мимо сердца. И мне хочется воскликнуть, что даже Ярослав Гашек знал Ветхий Завет, ибо, описывая пуговицы попавшего в армию редактора, сказал о них, что они были рыжие, как Исав. Ну почему же верующие во Христа не желают знать то, что знал чешский атеист? — Как же вы поймёте, что такое интегралы и логарифмы, не изучив арифметику? — спрашиваю я, вредный и докучливый ветхозаветный поп. — Берите пример с апостола Павла, он Ветхий Завет как минимум близко к тексту знал, неужели среди нас есть те, кто превзошёл апостола в духовной зрелости? И очень радуюсь, когда исповедник обещает пересмотреть свои взгляды на Священное Писание и начать читать его целиком. Тогда мы договариваемся, что всякий раз, когда человек встретит в библейском тексте нечто неудобовразумительное, то обязательно пометит и придёт за разъяснением ко мне или к любым другим священникам (да простят они меня!). Но случается и такое, что мои ветхозаветные призывы остаются безответными. Ведь достаточно читать Евангелие и святых отцов, а ещё лучше время от времени ездить к старцу в монастырь (и монастырь этот непременно должен быть в другой епархии, там старцы духоноснее), а уж он-то и так сообщит, в чём Божья воля заключается. В такие моменты лучше и не уточнять, о чтении каких святых отцов идёт речь, ведь это никогда не бывают Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И уж точно не Симеон Новый Богослов. Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями. На это я однажды пожаловался нашей певчей, сидя в трапезной после службы. Певчая задумалась и предположила возможность изучения сперва Евангелия, а уж потом, когда человек созреет, приступать к чтению всей Библии. Я угрюмо посмотрел на неё и спросил: — То есть о том, что вначале Бог сотворил небо и землю, можно сообщить человеку напоследок? — Ну да, вы правы, как-то не очень получается,— ответила она. Но самый ошеломляющий ответ на исповеди звучит так: — Мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет. Всё! Умолкните, певчие и псаломщики, отец диакон, разоблачайся, бабушки, гасите свечи, расходимся все! Некий батюшка не благословил православному читать Ветхий Завет. Моё буйное воображение махом рисует живописную картину — вот Господь в субботний день говорит иудеям: — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Иудеи слушают, косясь время от времени то на исцелённого у Овчей купели, что нарушил святость покоя тем, что носил свою постель, то на Виновника его исцеления. И тут, растолкав всех — фарисеев и мытарей, первосвященников и блудниц, волхвов и апостолов, — вперёд выходит простой русский поп и, держась двумя руками за наперсный крест, возвышает свой глас: — А я говорю вам: не исследуйте Писаний! И на этом все расходятся, оставив Храм пустовать. Опускаются руки и у меня, и я забываю, о чём ещё хотел спросить у желающего причаститься богомольца, прежде чем возложить на него епитрахиль. 27 февраля 2017 г.
SOURCE: http://www.pravoslavie.ru
10.03.2017
Войти, чтобы оставить комментарий. |
Если сердца ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ея механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая.
|
||||||
|