|
||||||||
|
Евагрий Понтийский — первый христианский психологПоследнее двадцатилетие, можно сказать, христианская психология достаточно успешно развивается и есть прекрасные авторы современные – христианские психологи. Но мало кто из людей непосвящённых знает, что первым христианским психологом многие называют сегодня отца пустынника IV века — Евагрия Понтийского, который написал великолепные труды. В частности, у него есть замечательная работа «О страстях». Его не случайно называют первым христианским психологом, хотя он все-таки является духовным отцом, духовным учителем.
Дело в том, что Евагрий Понтийский впервые за историю показал, что в человеке есть огромное пространство внутренней жизни, осознаваемое и не осознаваемое, есть разные как бы комнаты в этом пространстве, уровни в этом пространстве, этажи. И он показал, что проблемы на одном из уровней, проблемы в одной из комнат, влекут проблемы в других уровнях, этажах и комнатах. Евагрий Понтийский писал о том, что главные духовные проблемы начинаются, когда искажение происходит в так называемой «яростной части души» и «вожделенческой части души». То есть, как бы в области гнева и в области желаний. И действительно, если посмотрим на нашу обыденную жизнь, то мы впадаем в такое состояние греховное, или такое не светлое, когда мы начинаем чего-то страстно хотеть или на кого-то сильно злиться. И тогда мы, можно наблюдать, как эта мысль пронизывает нас, это чувство живет в нас, мы к нему возвращаемся. День за днем, шаг за шагом оно входит в нас все глубже и глубже, и мы вдруг осознаем, что мы не можем от него избавиться. Не случайно я говорю именно о том, что, так сказать, мы приходим в состояние тупика. Евагрий Понтийский называл это «помрачением сознания», или «помрачением ума». Это третья часть, которая есть в нас, согласно теории Евагрия Понтийского – эта часть разума, разумная часть, то есть часть, связанная с сознанием, умом и прекрасное слово «логос». Логос, как некая истина, которая познается нами. Вот эта часть помрачается благодаря нашим желаниям, нашим аффектам и нашей злости, нашему гневу. Что происходит дальше – дальше происходит потеря целостности. Я говорю современным языком, хотя Евагрий Понтийский в IV веке нашей эры говорил ровно о том же, еще не было понятия бессознательного, еще не было ни Фрейда, ни Юнга, ни всех классиков, которые показали роль бессознательного. А Евагрий Понтийский говорил о том, что страсти паразитируют на неосознаваемых уровнях нашей души. А именно, в нашем бессознательном, если возникают такие сгустки страстные желаний, гнева и так далее – это пища для страсти, это пища для греха. Евагрий Понтийский говорит о том, что вы должны осознавать, что вы есть, осознавать, чего вы на самом деле хотите и выбирать сознательно добро, а не зло, и включать волю и разум для того, чтобы мочь это преодолеть. Иными словами – это по сути дела, я бы сказала, гимн христианской психотерапии. Потому что задача христианского психотерапевта, не ученого, не исследователя, а практика, того, кто работает с конкретным человеком, задача его состоит в том, чтобы помочь человеку войти в глубину своего неосознаваемого пространства и навести там в каком-то плане разумный порядок. Это вовсе не значит, что мы откроем дверь в это пространство и сможем там быстро навести порядок – это процесс, это часто долгий процесс, но процесс удивительно прекрасный, потому что он влечет за собой не только упорядочивание этих уровней, этих комнат, этих этажей, он дарует нам чувство целостности, чувство внутренней гармонии и внутренней встречи с самим собой. И в этом плане конечно такое серьезное отношение к работе с собой – психологической, духовной, дает действительно глубокое исцеление и духовное, и душевное. Еще раз подчеркну, что понятие бессознательного пришло в нашу жизнь, в жизнь нашего мира в IV веке нашей эры, благодаря Евагрию Понтийскому. SOURSE: http://foma.ru/ 10.12.2016
Войти, чтобы оставить комментарий. |
Некоторые из страстей, родившись в душе переходят в тело; а некоторые наоборот. Сие последнее случается обыкновенно с мирскими, а первое с проходящими монашеское житие, по неимению к тому случаев. Что касается до меня, я скажу о сем: взыщеши во злых разума, и не обрящеши (Притч. 14,6).
|
||||||
|