Святой Архангел Гавриил
   
По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна

Расписание богослужений

«Прощеное воскресение или как просить прощения»

Два последних воскресенья перед Великим постом посвящены событиям начала и конца человеческой истории. В предпоследнее перед Постом воскресенье (Неделю Мясопустную) Церковь напоминает нам о втором пришествии на землю Иисуса Христа о всеобщем окончательном и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 - 46) - той последней грани, которая отделит земной мир от Царства Божия, время от вечности. Такое напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предавались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Последняя седмица перед Великим постом носит название «сырная» или масленица. На этой седмице устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.

Традиционно, в дни масленицы принято устраивать различные увеселения и массовые народные гуляния. Однако, такая традиция — изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила христиан на пресыщение, пьянство и безудержное веселье. Скорее наоборот, ведь в храмах в эти дни уже поются покаянные песнопения, а воздержание от мясных продуктов, вплотную подводит нас к началу Великого поста. Для искренне верующего человека сырная седмица пронизана размышлениями о будущем Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. В богослужении вспоминается об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание воле Божией. Из райского блаженства первые люди были изгнаны на землю, чтобы возделывать ее, чтобы в поте лице есть свой хлеб, в болезни и скорби рождать и воспитывать своих детей, а в конце жизни умереть и возвратиться в прах, из которого они были созданы. Но чтобы люди совсем не отчаялись, Бог по великому милосердию Своему дал им обетование, что на землю придет Спаситель, чтобы снова примирить людей с Богом и спасти их от греха и самой смерти.

Также этот день известен как Прощеное воскресение, потому что после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, который впервые появился у египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви и теперь в этот день христиане имеют благочестивый обычай просить друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны попросить прощения у Господа за то, что мы постоянно оскорбляем Его своими грехами и неблагодарностью, за то, что так мало у нас любви к Нему.

 Александра Иванова

26.02.2012


<< Назад к списку  | Просмотров: 1004

ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru
 


Войти, чтобы оставить комментарий.

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время,- знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошаний. Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, мир мног любящим закон Твой, Господи (Пс. 118, 165).
Преп. Серафим Саровский