|
||||||||
|
«Заповеди Блаженства и особенности Евангельского учения Иисуса Христа»В храме Архангела Гавриила состоялась беседа на тему: «Заповеди Блаженства и особенности Евангельского учения Иисуса Христа». Проводил беседу настоятель Преображенского кафедрального собора г.Белгорода отец Олег Кобец. Разговор начался с того, что в жизни христианина встречается опасная ситуация, когда человек внешне ведёт церковный образ жизни: молится, постится, причащается и т.д., но в тоже время находится в духовном кризисе. Была зачитана цитата из проповеди известного старца, о. Иоанна Крестьнкина, которая очень метко, ярко, точно и наглядно раскрывала эту проблему, проблему жительства современного христианина: «И забыто главное: забыта душа – райская птица, живущая в нашем бренном теле. Она, душа наша, изнывает гладом, который не утоляют все призрачные сокровища наших стяжаний. И стонет душа наша, и плачет, и болит до времени, пока мы окончательно не погребем ее, свою бессмертную душу, под хламом наших страстей, и она умолкнет. И какие уж тут плоды духа? Вся забота – побольше скопить, чтобы послаще поесть. И еда съедает человека, и питие не просто веселит сердце, но утопает человек в нем, забывая ближних и даже себя самого. Тяжесть плотских грехов, пришедших вослед веселию, безобразит весь строй жизни, превращая ее во ад уже здесь, на земле. И забыт Бог! Но опять, не услышу ли я возражения словам своим – разве забыт Бог?! Кругом только и разговоров, что об открывающихся монастырях, церквах, о благодати, о Боге. Да, дорогие наши, разговоров много, но совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире – это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!» Одной из причин этому является то, что человек читая, Св. Писание (да и вообще, ведя церковную жизнь) не стремится увидеть свои грехи. А если и видит, то не пытается бороться с ними. Зреть свои грехопадения и язвы души - является даром Божьим, но он, этот дар, развивается и раскрывается самим человеком. Отец Олег сумел обратить внимание на то, что Евангельские Заповеди не всегда нравственны, как например Закон Заповедей, данный Богом великому пророку Моисею на горе Синай. В Ветхозаветных Заповедях очень сильно регламентируются отношения между людьми и этот закон в идеале может использовать государство, даже не теократическое, как например Израиль, но и другое, для того, чтобы в обществе царил покой и порядок. Заповеди Моисея нам известны: « Не убивай», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не прелюбодействуй», «Почитай отца и мать» и др. Христос не отвергает эти Заповеди и призывает к их исполнению и воплощению в жизни. Но еще Он приносит совершенное Новое учение. Учение до Его прихода никому не известное тогда, 2000 лет тому назад, да и сейчас, в наше современное время, его мало кто знает, а тем более выполняет. Итак, Христос пришел рассказать не о нравственности и морали, не о внешних правилах и нормах поведения и поступках человека, а о другом. О внутреннем, духовном состоянии человеческой души. Очень часто в человеке сочетаются, и бесстыдно соединяются внешняя благовоспитанность и прекрасные манеры обращения с внутренней «мертвостью» духа. Таких людей Христос сравнивал с гробами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Матф.23:27,28) Вот в чем новизна учения и цель прихода Христа на землю. Научить человека изменить свое внутреннее «Я», оживить, оживотворить дух человеческий и соединить его с Духом Божиим. Для Христа самими великими грешниками и преступниками Бога оказываются люди, которые внешне вели очень правильный, даже можно сказать образцовый образ жизни. Не убивали, не крали, не блудили, изучали Священное Писание, а Христос при этой их мнимой праведности и церковности называл их детьми диавола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». А о тех людях, которых считали, что они «отброски» общества Он говорил, что они впереди вас идут в Царство Божие: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Какая уж тут нравственность. А кто первый наследовал рай – разбойник, или сказать современным языком «киллер». Но, надо отметить, что конечно не само его «ремесло» принесло ему вечное блаженство. Христос осуждает всякое убийство и любой другой грех, но при этом Он не отторгает от Себя и не лишает возможности спасения тех, кто когда то оступился, но желает исправится. Причем рядом с Ним были распяты два разбойника, или два «киллера», так вот второй, понеся такие же физические страдания как и первый оказался вне рая, вне спасения. Кто знает почему? Бог любит всех людей, не зависимо от их грехов. Оказывается одной любви Бога мало для спасения человека. Необходимо, чтобы еще человек научился по настоящему любить Бога. И первый шаг к любви, это покаяние во всех своих греховных делах, мыслях, чувствах. «Внешне благовоспитанные» люди не принесли покаяния, они считали себя праведниками и были отторгнуты Богом. Блудники и разбойники принесли покаяние и были спасены. Вот такое Евангелие принес нам Христос. И понятно, что Его не понимали, а лучше сказать не хотели понять, потому что Он учил зло искоренять в самом себе, а не в других, а это труднее всего. В своих проповедях Он никогда не критиковал и не хвалил тогдашний строй государства, который был отнюдь не идеальный. Какова причина Его молчания на счет этого? Христос пришел не для того, чтобы защитить социально не имущие слои населения, и построить справедливое государство. Он пришел изменить дух, живущий внутри человека. Рабство не мешало человеку изменить свой внутренний мир, исцелить свой дух, а это было главное, и внешнее социальное благополучие и богатство не гарантировало и не гарантирует до сих пор человеку его внутреннее блаженство, гармонию и красоту души в этой жизни, а тем более радости в вечности. О. Олег попытался показать различие Заповедей Ветхого и Нового Заветов, даже тогда, когда есть внешнее сходство. В ВЗ сказано, например: "не убий". Легко ли это выполнить? Вполне. Ведь можно ни кого не убивать? Можно. И в нашем государстве общество не убийц. И мало кто ходит с пистолетом в кармане или с ножом в пиджаке. Хотя со ставшими такими «обычными» способами избавляться от своих еще не явившихся на свет детей, убивая их прямо во чреве, нужно говорить об этом с оговоркой. А что сказано в НЗ?: "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной" Заповедь не гневаться вообще кажется не выполнимой. Или такое: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ". Возможно ли в настоящее время не прелюбодействовать? Да возможно, хотя нужно прилагать к этому усилие, чтобы сдерживать в себе животные инстинкты, влекущие нас ко греху. А в Новом Завете читаем: " всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. " Разница очевидна. И выполнить Заповедь, чтобы «зрительно не блудить в сердце и мыслях» без Бога у человека нет возможности. Отсюда можно сделать вывод, мало знать, что правильно делать и как нравственно поступать. Помимо знаний нужна особая поддержка, помощь свыше и неимоверный собственный труд человека, чтобы осуществить в жизни те «планки, нормы и нормативы» к которым Христос призывает своих учеников и последователей. Заповеди Христа расположены в виде некой лестницы, первая ступень которой - нищета духовная. А что это такое, нищета духа? Заповеди Христа не совсем понятны, а лучше сказать совсем не понятны современному человеку. Была рассмотрена одна из Заповедей Блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кто они эти «кроткие», люди, которым Богом дано обетование наследовать землю? Являемся ли мы таковыми, если даже не знаем, о чем говорит, чему учит, к чему призывает эта заповедь? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены в беседе о.Олега. 30.11.2006
Войти, чтобы оставить комментарий. |
Вера же здесь в отношении к тому, что я говорю, разумеется не та только, чтоб веровать во Христа и во все словеса Его, но паче та, чтоб дерзать о Христе и в сердце носить удостоверение, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить, как иповедал и святый Апостол Павел, говоря: паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор.15,10).
|
||||||
|